Валдайский Иверский монастырь

Троицкий собор в Валдае

Новости информационных партнёров

Выпускной

29 июня 2018

Выпускной




Церковь – надежда окружающей среды

3 сентября 2019

Церковь – надежда окружающей среды
Первого сентября наша Православная церковь вступает в новый год. Перед началом «нового года» каждой осенью мы молимся в храмах: «Творец и Владыка времён, Боже всех, действительно пребывающий над всем сущим, благослови год сей и спаси, Милостиве, милостию Твоею ей же нет конца всех Тебя, единому Богу служащих и в страсе восклицающих Тебе: Избавителю! Ниспошли всем год благоприятный!»Первого сентября также празднуется установленный Вселенским патриархом День защиты окружающей среды. Начало молитве об окружающей среде и её защите – отдание должного уважения Божественному творению было положено в 1989 по инициативе Вселенского патриарха. Впоследствии она вошла в обычай многих церквей. Сначала призыву последовали церкви участники Конференции церквей Европы, а позднее, в свою очередь, Всемирный Совет церквей и Католическая церковь.У нас в Финляндии экуменический проект Церкви во дворах, в запуске которого в 90-е годы в Хельсинки я принял активное участие, напоминает нам о важности заботы об окружающей среде и уважение к ней. Однако сегодня проект Церкви во дворах должен стать чем-то большим. Для меня он должен стать долгом войти в мир и благодарить в нём Бога за творение и всю жизнь.Забота об окружающей среде и уважение к ней занимает важное место в cовременных взглядах. Уже само понятие «окружающая среда» означает весь окружающий нас мир, с которым мы сталкиваемся и который мы осознаём в повседневной жизни. Однако в то же самое время необходимо признать, что мир не представлен ни одним явлением в отдельности, ни всеми явлениями вместе взятыми. Упрощая: мир — это не явление и не совокупность явлений. Мир – это горизонт, на фоне которого происходят всевозможные явления.Естественным отношением человека к окружающему миру является стремление найти своё место в нём. Человек пребывает в нём и действует в нём. Человек – тот, кто делает мир миром, связывая людей между собой, кто является совокупностью опыта, способной сделать мир большим, нежели просто большой аквариум. В то же время мир это не просто наше неизмеримое пространство, но и наше место. Об этом сказано в библейском рассказе о сотворении «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» (Быт. 1:31) Если земной шар в глазах Творца прекрасен, то и наше отношение к нему может быть иным, кроме как сакраментальным, потому что природа несёт в себе знаки божественного творения, к которым можно прикоснуться.О видимом и невидимом мире, планах Божиих относительно человека и окружающей его среды Живший в IV веке отец Церкви святой Григорий Богослов писал так: «От духовного мира Он вдохнул в тело именуемого нами образом Божиим Адама дух. Потом Адам был помещён в мир в качестве как бы иного мира, великого мира внутри мира малого.» Богословская традиция нашей Церкви прочно стоит на представлении о мире как неотделимом от человека, также и о человеке как неотделимом от мира. Человек не может быть спасённым вне мира, как и мир не может быть спасён без человека. Согласно отцам Церкви, человек является основой всего плана о мире. Поэтому человек является своеобразным микрокосмом в макрокосме, нуждающемся в мире как лестнице, по которой он восходит ко спасению.Природная среда как одна из тем современности заставляет нас размышлять о мире как раз с противоположных позиций и предпосылок – размышлять над миром в разделении с человеком, в своей самостоятельности. Однако пока мы в моральных оценках разделяем человека и творение, мы на самом деле даём человеку своего рода «моральное» право использовать природу. Благодарю такому основывающемуся на «этической сегрегации» рационализации человек в нашем представлении стал представлять действительную опасность для природы. Возникает вопрос: не оказывает ли ли такое представление поддержки потребительским и эгоцентричным формам нашей жизни, целью которой становится декларация инаковости природы и, согласно этому, слепое её использование?В рамках современных дискуссий мне хотелось бы слышать предложения, переоценивающие наше отношение к окружающей среде с точки зрения её очеловечивания. Потому что то, как мы относимся к природе, в конце концов, находится в прямом соотношении с тем, как мы относимся к людям. Желание некоторых людей грабить природу, живое «тело» нашего мира, связано с из безразличием к страданиям живого тела их ближнего. Нужно более смело и энергично называть это грехом.Поскольку Церковь является надеждой природной среды, начало церковного года и, в особенности, День защиты окружающей среды заставляет нас по-новому взглянуть на наше отношение к покаянию. Его Святейшество Патриарх Варфоломей прекрасно отметил, что «рассматривая грех мы, церкви и религиозные общины, слишком долго видели его явлением индивидуального порядка, разрывом связей между друг другом или связи человечества с Богом. Ожидающая нас у дверей экологическая катастрофа напоминает нам о космических масштабах и влиянии греха, в перспективе гораздо более широкой, нежели социальной или узко-духовной.»Таким образом, связанная с природой проблематика не является, в первую очередь, моральной или этической, но онтологической или имеющей отношение ко всему сущему. Это требует помимо новой модели поведения ещё и нового отношения к окружающей среде, к нашему миру. Это возможно, потому что сила Православия кроется в его представлении о человеке как личности. Традиционно Церковь учит, что каждая личность имеет царственную перспективу. Речь не идёт о самоуправстве, но о служении творению. Быть слугой означает, в свою очередь, славить нашего Творца. Так защита и прославление связаны между собой. К празднику жизни, словами литургии, каждый из нас призван как слуга: «Тебе от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся.» Это, в свою очередь, означает, что мир и творение признаются принадлежащими Богу.Подлинная опасность экологического кризиса заключается именно в извращённом современным человеком положении «Адама», берущего мир себе и возвращающего его только себе, упорно отказываясь принимать мир как дар встречи и примирения, сакраментальным пространством, способным объединить нас с другими людьми. Потому спасение всего творения, как и учит наш патриарх, может произойти лишь через возвращение свойственной ему гармонии, выражаемой Царством Небесным.С этими мыслями призываю каждое чадо Финляндской Православной церкви трудиться во имя сохранения мира и жизни, прибегая к молитвенному заступлению Пресвятой и Пречистой Богородицы и всех святых.
Назад

Цветы у синагоги в Хельсинки ...

18 ноября 2019

Цветы у синагоги в Хельсинки ...

В понедельник 18 -го ноября молодые прихожане Православного прихода Хельсинки украсят цветами ограду столичной синагоги. Начало акции,...

Исполнилось 100 лет со дня рождения протоиерея Эркки Пииройнена ...

14 ноября 2019

Исполнилось 100 лет со дня рождения протоиерея Эркки Пииройнена ...

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения бывшего настоятеля Православного прихода Йоэнсуу протоиерея Эркки Элиаса Пииройнена (1919–1999)....

Живописные полотна из собраний Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (Хейнявеси,...

14 ноября 2019

Живописные полотна из собраний Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (Хейнявеси,...

Завтра, 15 -го ноября в Русском музее в Санкт-Петербурге открывается выставка «Валаам: 200 лет в русском искусстве», приуроченная к...

14 ноября 2019

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Финляндию 5.–7.5.2020 ...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Финляндию 5.–7. мая по совместному приглашению Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии,...

Начинается Рождественский сбор ...

14 ноября 2019

Начинается Рождественский сбор ...

Подвиг монашеского делания является неотъемлимой частью общинного свидетельства Церкви в этом мире. На фоне мирской жизни монастырь...

Священник Реийо Марйомаа – исполняющий обязанности настоятеля Православного прихода...

14 ноября 2019

Священник Реийо Марйомаа – исполняющий обязанности настоятеля Православного прихода...

Несший с 1.11.2017 служение настоятеля Православного прихода Каяани протоиерей Юрки Пенттонен вышел 13.11.2019 в годовой отпуск и подал...