Валдайский Иверский монастырь

Троицкий собор в Валдае

Опыт проектирования храма

13 марта 2019

Опыт проектирования храма
на примере Патриаршего Подворья при храме святителя Николая Мирликийского в Тушине на примере Патриаршего Подворья при храме святителя Николая Мирликийского в ТушинеАдрес: улица Лодочная, напротив вл. 31 Прежде всего, стоит отметить, что в традиции храмового строительства в России произошел практически восьмидесятилетний перерыв – после революции и до начала 1990-х годов нового строительства храмов не было. В институте этому не учили, мастерами опыт не передавался. На курсе истории архитектуры православные храмы изучались наравне с прочими памятниками, и только с точки зрения формы, но никак не с точки зрения духовного и общекультурного значения храма в жизни общества, его непреходящего значения как места встречи человека с Богом. Тем самым формообразование православного храма, его убранство рассматривались в годы советской власти лишь с эстетической стороны, совершенно не предполагая иного, высокого смысла храмовой архитектуры.Таким образом, архитектор нового времени находится в ситуации отсутствия неразрывной традиции храмового строительства и невозможности естественного ее развития. В этих условиях попытки нового формотворчества храмов, как правило, оказываются неубедительными, а подчас и жалкими. Поэтому для нынешнего поколения архитекторов, перед которыми встают задачи создания новых православных храмов, есть единственно возможный путь – максимально придерживаться канонических, проверенных временем решений и стилей, композиционных приемов и пропорций. Последующее поколение, выросшее в православной, а не в советской культуре, вполне возможно, уже сможет развить наработанный сейчас опыт и найти новые, не менее возвышенные архитектурные образы храма.В нашем случае Заказчику было предложено на выбор два варианта храмового комплекса: в стиле владимиро-суздальской архитектуры и в классическом стиле. Это два больших стиля православной архитектуры, достойные подражания и дошедшие до нас в сохранившихся памятниках церковного зодчества.Заказчик выбрал к проектированию и строительству эскиз храма во владимиро-суздальском стиле, который и пошел в работу.Участок под строительство комплекса был выделен в Южном Тушине, в зеленой зоне, между каналом им. Москвы и улицей Лодочная. Улица идет широкой дугой вдоль воды, что предопределило построение общей композиции – не параллельно красной линии, а с раскрытием на пешехода, на фоне деревьев.Объемы зданий выстраиваются пирамидой – здание дома причта, звонница на нем и храм, увенчанный мощной главой. Композиция храма имеет важное значение, поскольку восприятие его образа начинается на подходе к нему, с дальних точек.Комплекс подворья состоит из двух зданий: четырехстолпного однокупольного храма и двухэтажного дома причта со звонницей на углу. Во владимиро-суздальской традиции колокольни к объему храмов не пристраивались, звонницы ставились отдельно, поэтому и в нашем случае звонница возникла как часть дома причта, фиксируя его угол и усложняя общую композицию.Оба здания не имеют полноценных подвалов, под ними расположены техподполья для прокладки инженерных коммуникаций. Это решение было принято осмысленно, подземная часть любого сооружения наиболее дорогостояща в производстве работ и наименее эффективна в использовании, поэтому заглубление котлована было минимально, только на отметку промерзания грунтов. Техподполье позволяет ввести и развести инженерные системы, оно отапливается и тем самым обеспечивает теплоту полов в храме и на первом этаже дома причта. Помещения насосной и ИТП расположены на первом этаже дома причта с отдельными входами с улицы.Конструктивная схема обоих зданий была выбрана одинаковой: железобетонный каркас на фундаментной плите, с арочными балками под устройство кирпичных сводов в храме и безбалочными перекрытиями в доме причта. Эта конструктивная схема позволила использовать следующий состав ограждающих конструкций: внешняя верста — 120 мм — полнотелый рядовой кирпич под обмазку, внутренняя верста – 510 мм — керамический камень Wieneberger, известковая штукатурка. В храме – своды из полнотелого кирпича – 250 мм с последующим утеплением. Указанный состав позволяет обеспечивать не только нормативный уровень энергоэффективности, но и влажностный режим храма, поскольку природные материалы паропроницаемы.При проектировании необходимо учитывать еще одну особенность жизни храма: в будние дни прихожан, как правило, меньше, чем в воскресные и праздничные дни, когда храм полон, а подчас и переполнен людьми. Поэтому регулировать механическими системами климат в храме фактически не реально или чрезвычайно дорого. Следовательно решения должны быть просты и универсальны: влажность — регулировать с помощью материалов стен, вентиляцию — обеспечивать электрооткрыванием того или иного количества окон в барабане. Также, электрооткрывание окон обеспечивает дымоудаление из храма при срабатывании противопожарной сигнализации. Эти решения позволили отказаться от всех инженерных систем в храме, кроме отопления.В доме причта было решено полностью отказаться от холодоснабжения и оставить механическую вытяжку из помещений, обеспечив приток через клапаны в наружных стенах.Только в помещениях трапезной и доготовочной было сохранено проектное решение по устройству механического притока-вытяжки. Все это в совокупности позволило сэкономить достаточно средств благотворителям, при этом обеспечив нормальный климат в помещениях.Цветовое решение храмов владимирско-суздальской архитектуры скупое и торжественное, как правило, в два цвета. И в нашем случае здания решены в два цвета – белые объемы под темной кровлей. Золочением покрыты только подзоры куполов, «юбки яблок», сами «яблоки» и кресты. Изначально, в качестве покрытия кровли предлагалась темная, оксидированная медь, но потом она была заменена на гораздо более дешевую кровельную сталь с полимерным покрытием Pural Matt R33 (графит), что позволило сэкономить, но сохранить образное решение комплекса подворья.Декор фасадов храма выполнялся кладкой и накладными элементами из фибробетона, как то: порталы входов, аркатурные пояса, наличники окон, пояс из рельефов на христианские сюжеты. Поле кладки стен и декор фасадов объединены в единое целое известковой обмазкой и последующей окраской.Цоколи традиционно выполнены из белого камня, но для того, чтобы избежать подсоса воды с отмостки и его последующего разрушения, нижний ряд выполнен из гранита. Отожженым гранитом покрыты ступени крылец, сами крыльца и пандусы для инвалидов.Полы в храме и крестильне, которая расположена в доме причта на первом этаже, как раз под звонницей, выполнены из доломита «Геналдон». Это плотный камень ровного светлого цвета, теплого оттенка, что при последующей росписи стен и сводов, даст хороший отсвет и обеспечит достаточную освещенность пространств.Акустика храма обеспечивается геометрией сводов, а также материалом стен и сводов – кирпичом и керамическим камнем, закрытыми известковой штукатуркой.В итоге можно сказать следующее. Проектирование и строительство православных храмов и используемые при этом технологии действительно отличаются от тех строительных технологий и приемов, которые сегодня используются в жилом и офисном домостроении. Храм вневременное сооружение и разумнее придерживаться исторически сложившихся, традиционных подходов к общим архитектурным решениям и, в том числе, к строительным материалам в той степени, которая возможна.Отдельно хочу отметить деятельность «Фонда содействия строительству храма», который занимался не только сбором средств на реализацию проекта, но и очень ответственно и вдумчиво подходил к каждому выбору решения или материала.Во главу угла была поставлена не экономия, как таковая, а поиск оптимального для проекта ответа в каждом сложном случае. Без подобного заказчика реализация такого не стандартного объекта не возможна.Архитектор проекта,директор архитектурного бюро «СЕНАБ ПРОЕКТ»,профессор МАРХИ, профессор МААМДмитрий Владимирович Прокофьев
Назад

СМИ о нас: Храм Николая Чудотворца в Тушине будет сдан в эксплуатацию в июле 2019...

23 мая 2019

СМИ о нас: Храм Николая Чудотворца в Тушине будет сдан в эксплуатацию в июле 2019...

Как сообщил сегодня руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин, курирующий программу строительства...

В воскресной школе храма священномученика Ермогена состоялся благотворительный концерт...

23 мая 2019

В воскресной школе храма священномученика Ермогена состоялся благотворительный концерт...

19 мая в воскресной школе храма священномученика Ермогена в Зюзине состоялся заключительный концерт благотворительного образовательного...

Настоятель храма преподобного Моисея Мурина посетил центр комплексной реабилитации...

23 мая 2019

Настоятель храма преподобного Моисея Мурина посетил центр комплексной реабилитации...

22 мая настоятель храма преподобного Моисея Мурина в Южном Бутове иерей Илия Сычев посетил центр комплексной реабилитации инвалидов...

Приход храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» организовал Пасхальный велопробег...

24 мая 2019

Приход храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» организовал Пасхальный велопробег...

19 мая духовенство, прихожане и гости храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке приняли участие в традиционном Пасхальном...

Прихожане марьинского храма совершили паломничество к святыням Подмосковья ...

24 мая 2019

Прихожане марьинского храма совершили паломничество к святыням Подмосковья ...

18 мая прихожане храма Воскресения Словущего в Марьинском парке совершили паломничество в Новоиерусалимский и Саввино-Сторожевский...

В воскресной школе «Росток» прошли пасхальные мероприятия ...

22 мая 2019

В воскресной школе «Росток» прошли пасхальные мероприятия ...

17 мая воспитанники воскресной школы «Росток» храма Воскресения Словущего в Марьине вместе с родителями поздравили со Светлым праздником...