Великая агиасма

19 января 2017

Великая агиасма
Пользуясь в благочестивой домашней жиз­ни святой водой, полезно знать о ней. Освяще­ние воды основывается на самом ее значении в творении, на учении Священного Писания, на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благо­датное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой. Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания (Быт. 1,2), как об этом повествуется в святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 9—10). Являясь жизненно необходимой в повсе­дневной жизни, вода имеет и более высокое зна­чение, ей свойственна целебная сила, о чем не­однократно говорится в Священном Писании. Со­временник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5, 14). Об этом же гово­рится в Евангелии от Иоанна относительно ку­пальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал во­ду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 4). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (Ин. 9, 2). В новозаветное время вода служит духов­ному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разго­воре с Никодимом Спаситель говорит: «Истин­но, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангель­ское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопе­ниях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, дер­жаву сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…» В этот праздник в православных храмах со­вершается чин освящения воды. Церковь мо­лится при этом, «о еже освятитися водам… силою и действием, и наитием Святаго Духа…»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитие Святаго Духа…»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иор­данову силою и действом, и наитие Святаго Ду­ха…»; «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную…»; «о еже явитися ей отгнанию всякого навета видимых и неви­димых враг…» В молитве, читаемой священни­ком, говорится: «Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Ду­ха, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее. — а. М.) нетления источник, освя­щения дар, грехов разрешение, недугов исце­ление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости ис­полненную. Да вси почерпающий и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», то есть вели­кая святыня. В отличие от великого освящения воды име­ется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах, которое несколько короче. Вода освящается также при совершении таинства крещения. Священник Павел Флоренский гово­рит обо всех трех освящениях: «Обратим вни­мание, что в чинопоследованиях Водосвятия — великого и малого, и крещального — освящение слагается из двух различных действий: из очи­щения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий». [1] Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к кото­рым с самого начала шли люди как к большой святыне. В Акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому (f 1392; память 25 сен­тября), читаем: «Радуйся, на сусе месте поток водный тещи у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи неду­ги, чудодействует». Описывая время преподоб­ного Сергия, замечательный русский историк В. О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Ра­донежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы ». [2] Действительно, в обиходе древнерусского че­ловека святая вода занимала важное место. Это можно показать также на примере жития кано­низированного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского (f 1563; память 30 де­кабря). В 1528 году, еще будучи новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илью в северные пределы своей епархии с пропове­дью Евангелия. При этом он повелевает унич­тожить языческие капища и кропить все свя­той водой. В 1551 году, когда обнаружились раз­личные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, он посылает туда священника с обличи­тельным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой. Сво­еобразным крестным ходом можно назвать шест­вие первого казанского архиепископа Гурия из Москвы в Казань. В наказе, данном ему царем Иоанном Грозным и митрополитом Макарием, повелевается во всех населенных пунктах по пу­ти творить водосвятные молебны и кропить все святой водой. В 1557 году на Руси было стихий­ное бедствие: засуха поразила посевы, а насту­пившая зима сопровождалась такими сильными морозами, что люди замерзали на дорогах. До нас дошла богомольная грамота митрополита Макария в Великий Новгород к архиепископу Пимену. В ней сообщается, что в Успенском со­боре Московского Кремля был совершен осо­бый водосвятный молебен с чином омовения святых мощей. При этом возносилась молитва «о благорастворении воздухов». Эта святая во­да была послана с грамотой архиепископу Пи­мену. В грамоте говорилось, чтобы в новгород­ском Софийском соборе был также совершен соборне водосвятный молебен и в освященную воду была добавлена вода, привезенная из Моск­вы, и затем ею кропились бы все пределы Нов­городской епархии. Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к ней было характерно в Древней Руси для каж­дого христианина. Об этом мы узнаем из книги «Домострой», написанной современником свя­тителя Макария священником московского Благовещенского собора Сильвестром. Он пи­шет: «Если Бог пошлет на кого болезнь или скорбь, врачеваться следует Божией милостью, слезами и молитвой… при этом отцов духовных и всех священников и монахов призови на моле­ние Богу, проси молебны петь и воду святить честным Животворящим Крестом». [3] Эти исторические реалии весьма актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, эти тради­ции утрачены, а с другой стороны, так интенсив­но пропагандируется магия, восхваляются эк­страсенсы, которые «заряжают» газеты, воду и так далее. Поэтому мы чаще должны прибе­гать к благодатному освящению себя через дей­ствие святой воды. Верующими людьми особен­но ценится крещенская вода. Утром, после про­чтения утренних молитв, православный человек испивает крещенской воды и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, веру­ющие люди стремятся хотя бы таким образом, то есть через святую воду, прикоснуться к свя­тыне, не имея возможности принять святое При­частие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально труд­но объяснимых греховных влечениях, неожи­данных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и так далее. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо прислушиваться и постепенно возвращаться. Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 38-45 Примечания: [1] Флоренский П., свящ. Из богословского наследия// Богословские труды. М., 1977. Сб. 17. С. 205.
[2] Ключевский В. О. Православие в России. М. 2000 С. 316.
[3] Домострой. М., 2007. С. 19, 20. Основные песнопения праздника Крещения   На церковнославянском На русском На греческом Тропарь праздника Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.
Назад

2 ноября 2017

Воскресное богослужение ...

  В это Воскресенье на службе был воспоминаем св. мученик Лонгин. Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее...

19 октября 2017

Покров Пресвятой Богородицы ...

14 октября вся Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих...

9 октября 2017

Праздник преподобного Сергия Радонежского ...

Восьмого октября вся Россия празднует день памяти Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Для нас этот день особенно...

28 сентября 2017

Воздвижение Креста Господня ...

В этот день мы вспоминаем события, которые произошли в 327 году. Св. Еленой и св. Константином был обретен Честной Крест Господень....

26 сентября 2017

Рождество Пресвятой Богородицы ...

21 сентября вся Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день празднуется рождение той Девы, Девы чистой,...

25 сентября 2017

На международной туристической выставке ...

Паломническая служба Троице-Сергиева Варницкого мужского монастыря приняла участие в международной туристической выставке «Отдых Leisure...