Валдайский Иверский монастырь

Троицкий собор в Валдае

Новости информационных партнёров

Крещение Господне

20 января 2021

Крещение Господне

Выпускной

29 июня 2018

Выпускной

Сретение Господне!

15 февраля 2021

Сретение Господне!




Литургия в Неделю о мытаре и фарисее

21 февраля 2021

Литургия в Неделю о мытаре и фарисее
Ежегодно в Николо-Ямском храме Рязани 21 февраля бывает особенно многолюдно на богослужении. Люди приходят молитвенно почтить память одной из самых известных и любимых жителями города святых — блаженной Любови Рязанской, мощи которой пребывают в этом храме. В 2021 году день ее памяти выпал на Неделю о мытаре и фарисее. Божественную литургию в Николо-Ямском храме возглавил митрополит Будапештский и Венгерский Марк.  Полное имя блаженной Любови – Любовь Семеновна Сухановская. Но горожане, как ее современники, так и нынешние жители Рязани, предпочитают ласково называть святую Любушкой. Ее блаженная кончина последовала в 1920 году, а прославление в лике святых состоялось в 1987 году. Память об удивительной подвижнице и любовь к ней уже давно распространились далеко за пределы Рязанской земли.В наставлении после богослужения владыка Марк говорил о вспоминаемых в этот день образах мытаря и фарисея из притчи Спасителя и о подвиге блаженной Любушки, которая стала ярким того, как человек отделяет главное и ценное в своей жизни от второстепенного, устремляясь к Богу.— Вот и настало, дорогие братья и сестры, время подготовки к Святой Великой Четыредесятнице. Церковь, по обычаю, постепенно подводит нас в этому периоду, наставляя, как следует проходить поприще поста и, в первую очередь, как правильно молиться, поскольку молитва является важнейшим делом христианина на протяжении всей Великой Четыредесятницы. А чтобы мы понимали, каким образом нужно настраивать себя, пребывая на молитве, Церковь приводит нам притчу из Евангелия от Луки, в которой говорится о том, как два человека пришли помолиться, и что из этого получилось.Одним из этих людей был фарисей, который искренне благодарил Бога за то, что Он сподобил его быть просвещенным светом веры, дал ему возможность служить Богу. В каком-то смысле он был искренним в своей благодарности. Его поведение было естественным для его времени, для среды, в которой он жил. Раввины тогда говорили, что если человек находится в синагоге, а не в театре или цирке, то нужно Бога благодарить. Вот он и благодарил Бога за то, что он — человек верующий и имеет возможность послужить своему Господу. Так что же было не так в его молитве? А то, что он, вместо того, чтобы молиться, все больше говорил о себе, и его молитва превратилась в монолог. Он даже ничего уже не просил у Бога, как будто не сознавая, что ему нужно от Бога что-то еще, он словно застыл в том состоянии, в котором мы видим его в притче.Но самое страшное, что он начинает возноситься над ближними. В частности, мы видим чувство превосходства в отношении человека, которого он увидел молящимся в храме недалеко от себя. Фарисей выражает свою позицию словами: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Вот это самое страшное — он вознесся над человеком!А что же мытарь? Мы мало что знаем о его молитве, поскольку основное внимание сосредоточено на фарисее — том человеке, который представлялся современникам Христа образцом благочестия и праведности. И задачей Господа было показать, что за личиной праведности тоже может скрываться духовное убожество.А что же мытарь? Он, в отличие от фарисея, обращался к Богу и просил, молил Его простить ему согрешения. Каким же был вердикт Спасителя, кого из этих двух людей Он возносит, а кого смиряет? Евангелист Лука передает слова Спасителя, в которых вышел оправданным именно мытарь, а не фарисей.Почему же так? Да потому что он, в отличие от фарисея, видел ту бездну, которая отделяет его от Бога, и не смел сравнивать себя со своими ближними. Притча завершается словами: «Всякий возносящий себя смирится, а тот, кто себя смиряет, будет вознесен».Эти слова являются обличением, особенно для нашего времени. Что мы сейчас видим в общении между людьми? Как правило, похвальбу. Посмотрите, как себя представляют люди в социальных сетях, о чем они говорят и пишут! Вы увидите, как правило, всего две вещи. Во-первых, желание выставить себя в выгодном свете, показать, какой человек красивый и умный (или красивая и умная), как хорошо говорят о нем люди, как показывают свою любовь и внимание к его персоне, подписываясь на его каналы или ставя лайки.И, конечно, мы видим безудержное осуждение других людей, своих ближних. Вот это самое страшное. Всякий раз, когда мы будем думать о том, как бы себя похвалить вольно или невольно, прямо или косвенно, вспомним слова Спасителя, что всякий, возносящий себя, смирится. Это может произойти по-разному. Может, Господь Сам смирит человека или же по Его попущению это сделают его ближние. Наоборот, тот кто себя смиряет, будет вознесен.Кто знал о маленькой девочке Любови, которая 15 лет была расслабленной? Кто видел в блаженной юродивой рязанке, ходившей по улицам родного города, будущую святую, великого человека? Только потом некоторые стали понимать, кто перед ними. А о степени непонимания ее подвига красноречиво говорит тот факт, что даже сестра не видела в поведении блаженной Любови никакого подвига, она считала ее странной и безумной. Таким же образом думали и многие другие горожане.Она смирила себя радикальным образом, не просто отрешилась от всего того, чем обычно хвалится человек — положения, ума, красоты, семьи и так далее — она отказалась от своего ума и вела себя как безумный человек! Но Господь-то видел ее внутреннее состояние, видел, ради чего она пошла на такой подвиг. А сделала она это по послушанию. Сам Николай Чудотворец благословил ее идти таким путем. Мы сегодня ее почитаем как молитвенницу за град Рязань, нашу помощницу в скорбях и заступницу, и, конечно, мы должны помнить о тех уроках, которые она нам дает своей жизнью.Будем помнить и о том уроке, который Господь предлагает нам взять из притчи о мытаре и фарисее. Не нужно себя возносить, подобно фарисею, услаждаясь мыслями о том, чего мы чего достигли в жизни. В любом случае, от Бога нас отделяет бездна. И даже если мы всю жизнь будем стоять на коленях и молить Бога, мы эту бездну все равно не сможем преодолеть. Но нужно взирать на эту бездну, отделяющую нас от Бога, чтобы у нас не возникало соблазна смотреть на окружающих людей и сравнивать себя с ними. Бог в конце истории на Страшном Суде рассудит каждого из нас и поставит на свое место.Представьте себе спортсменов, преодолевающих заданную дистанцию. Вдруг кто-то один на какое-то совсем небольшое время вырывается вперед и начинает фотографироваться и бахвалиться, что он впереди всех. Что мы можем сказать о нем? Безумный! Ведь его сразу же обойдут и, может, он окажется одним из последних на финише, если, конечно, вообще до него добежит. Так что нам с вами надо не уподобляться этому неразумному спортсмену, но устремить наши взгляды только на Бога и свое недостоинство. Не будем делать никаких попыток сравнивать себя с другими. Господь все видит и поставит нас на то место, которого мы заслуживаем и в этой жизни, и в жизни будущего века.Видео — Рязанская епархиальная телестудия «Логосъ»Официальный сайт Рязанской Епархии  
Назад

Архиерейское богослужение в Покровском храме села Вышгород ...

27 февраля 2021

Архиерейское богослужение в Покровском храме села Вышгород ...

27 февраля митрополит Будапештский и Венгерский Марк совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Вышгород...

Главное условие покаяния и прощения – любовь Отца. Литургия в Неделю о блудном сыне...

28 февраля 2021

Главное условие покаяния и прощения – любовь Отца. Литургия в Неделю о блудном сыне...

28 февраля, в Неделю о блудном сыне, митрополит Будапештский и Венгерский Марк совершил Божественную литургию в Христорождественском...

Литургия в день памяти святителя Серафима, архиепископа Богучарского ...

26 февраля 2021

Литургия в день памяти святителя Серафима, архиепископа Богучарского ...

26 февраля Церковь прославляет святителя Серафима, архиепископа Богучарского. В Рязани в честь этого святого, для которого город является...

Вектор жизни – ко Христу ...

24 февраля 2021

Вектор жизни – ко Христу ...

Наставление митрополита Марка в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого.В наших православных храмах, дорогие братья и сестры,...

Слово Архипастыря: Подготовка к посту ...

25 февраля 2021

Слово Архипастыря: Подготовка к посту ...

В новом выпуске рубрики «Слово Архипастыря» митрополит Будапештский и Венгерский Марк поясняет, для чего Церковь установила...

День памяти священномученика Харлампия ...

23 февраля 2021

День памяти священномученика Харлампия ...

23 февраля Церковь чествует память священномученика Харлампия, епископа Магнезийского. На протяжении нескольких веков день памяти святого...